Новые бизнес возможности. Территория vs пространство.
Человечество нырнуло в информационную бездну, и мы все вместе с ним. При этом произошло это довольно тихо, но очень быстро. Еще вчера информационные технологии были уделом странных фриков и узких специалистов, а уже сегодня мы видим что тотальная “мобилизация” успешно завершена. Падение цен на мобильный интернет в крупных городах с одновременной доступностью дешевых смартфонов с интуитивно понятными интерфейсами, все это привело к тому, что “информационный спрут”:) дотянулся своими «щупальцами» практически до каждого и увлек нас всех в океан бесконечных твиттеров, фейсбуков, вайберов, инстаграммов и множество других онлайн сервисов и игр. Информационный потоп случился настолько быстро и по-своему внезапно, что офлайновый Ной не успел построить ковчег для спасения. Да он оказался и не нужен, потому что здесь все страхи от непривычности происходящего.
Так уж случилось, что человечество в своей истории (в ее официальной версии:) еще ни разу не подходило к такой общедоступной возможности работы с информационным ресурсом. И раньше бывали прорывы к звездам, но это всегда было уделом избранных. Информация была доступна жрецам, философам, алхимикам, аристократам, но не широкой публике. Сейчас же случилась демократизация доступа к информационному ресурсу. Ливень из ноосферы пролился в виде оцифровывания всего и вся. Плотину прорвало, и мы все оказались внутри бурлящих информационных потоков. Кто-то принялся радостно серфить по волнам или занялся дайвингом, а кто-то с непривычки нахлебался “воды" и думает что тонет... Да! Мир, точно уже, не будет прежним. Но и это пройдет. Точнее изменится восприятие происходящего. Когда-то крестьяне, впервые увидев самодвижущегося и чадящего гарью железного коня, предавали его анафеме, видя в нем пришествие антихриста. Особо напуганные скрылись в лесах,испугавшиеся ушли в леса и мы о них уже ничего не знаем. Остальные же быстро прочувствовали новый уровень возможностей, который открывала эта технология. Мы – их потомки. Мы ездим на поездах, летаем на самолетах, пользуемся метро и уже об этом даже не задумываемся. Сейчас нечто подобное произойдет и с информационными технологиями. Так давайте не бояться и не цепляться за ушедший мир привычного прошлого, тем более, что оно не было таким уж светлым как рисует нам наша хитрая память, а давайте меняться вместе с изменяющимся миром. Скорости перемен возрастают, но с ними и возрастает драйв и азарт от разворачивающейся «игры».
Мы хотим рассмотреть информационный ресурс с точки зрения бизнес возможностей, потому что информация как ресурс - для большинства это нечто новое. Да, давно уже написано много текстов и произведено ярких высказываний в стиле “кто владеет информацией, тот владеет миром”, но это слишком абстрактно. Как показывает практика, большинство вообще не воспринимают информацию как ресурс. Вот корнеплоды с огорода - это ресурс, их можно съесть. Недвижимость - ресурс, это - крыша над головой или можно сдавать в аренду. А что такое информация как ресурс?
Самое первое, что бросается в глаза с непривычки, - это то, что информационное “пространство”, а не “территория”. Соответственно, непонятно как проводить границы и ставить заборы, отделяющие “мое” от “не моего”. Работать с территорией люди давно научились, потому что изначально био-выживание привязано к ресурсу, который находится на определенной территории. Соответственно, в рамках конкретных территорий складываются социальные структуры по распределению этого ресурса - от семьи (клана) до государства. Это – известный факт, и уже давно известно и понятно как в таких условиях делать бизнес: нужно захватывать новые территории и рынки сбыта.
Поэтому понятие “пространство” большинство людей ставит в тупик. А что с этим делать? Но при этом тот, кто понимает, что с этим делать, уже начинает формировать эти самые “пространства”, которые влияют на столь привычные всем “территории”.
Рассмотрим в качестве примера сервис "Яндекс-такси”. Появление данного сервиса изменило ландшафт частных перевозок в Москве. До того хлебные территории (вокзалы, аэропорты, места возле конечных станций метро) были поделены между группировками. Это были четкие территории, на которых чужих не пускали. Потому что удержание территории позволяло снимать с клиента дополнительную маржу. Не вписавшиеся в определенные территории “бомбилы” были вынуждены кружить по городу и ловить случайного клиента. Поднятая рука на обочине приводила к резким маневрам по перестроению из третьего или четвертого ряда сразу нескольких машин с соответствующим эмоциональным всплеском в окружающем пространстве. Дальше начинался переговорный процесс, вызывающий локальный дорожный тромб, который заканчивался классической фразой: «Дорогу покажешь?». В последнее время таких картин на дороге практически не видно. Теперь машины, которые раньше кружили по городу в поисках клиента, стоят в переулках в ожидании заказа через интернет, а водители либо спят, либо смотрят фильмы на планшетах. Все изменилось настолько быстро, что человеку, который далек от этой темы, кажется, что так всегда и было. И только таксисты, которые так и застряли в парадигме “территорий”, вынашивают спасительные планы законодательного запрета “Яндекс такси”. А те, кто включился в новое информационное пространство, пытаются придумать, как взломать систему Яндекса, чтобы получать себе наиболее выгодные заказы. Они интуитивно понимают, что теперь находятся в "пространстве" некой игры, которую им навязал Яндекс, и они вынуждены принимать эти правила, потому что в новом изменившемся мире им выгодней включится в эту игру, нежели по старой привычке кружить по городу или выбивать себе хлебное место у вокзала. А включившись в игру, они уже готовы отказываться от чаевых взамен дополнительных “лайков” от клиента, потому что это повышает их рейтинг в игре и увеличивает шанс получения выгодного заказа в будущем.
Вот чтобы запустить подобное информационное пространство, оживить подобную игру через вовлечение множества людей, для этого нужно понимать, что такое информационный ресурс и как с ним работать. А дальше, как давно известно, - "тонкое управляет плотным”.
Продолжение следует...