Новые бизнес возможности. Информация в "облаках".
продолжение статьи
Снижение стоимости хранения информации и увеличение скорости интернет каналов привели к тому что информация из объектной формы трансформировалась в процесс. Глиняные таблички, бумага, дискеты, CD, флэшки остаются в прошлом. Теперь информация живет в “облаках”. А это где и это как?
Удешевление хранения оцифрованной информации привело к возможности одновременно хранить огромное количество копий, а увеличение скорости интернета дало возможность синхронизировать эти копии между собой в онлайн режиме. Вот этот непрерывный процесс синхронизации множества копий и есть то самое “облако”, в котором теперь находится информация. По “революционности” воздействия на социальную среду переход к дешевой синхронизации информации сопоставим с изобретением Гутенбергом книгопечатания. Тогда печатный пресс вытеснил ручное переписывание книг в монастырях, сделав книги дешевыми и доступными для основной массы населения: печатное слово вышло в народ, вырвавшись за границы монастырей и университетов.
Аналогично переход информации в форму “облаков” практически тут же начал разрушать систему “авторского права” на информацию. Появление торрент-сетей мгновенно пошатнуло сложившуюся систему распространения цифрового контента. Файлы с фильмами, музыкой и популярыми компьютерными программами быстро перебрались в те самые “облака” и стали доступны любому желающему. Присоединившись к сети человек не просто скачивает файл с удаленного сервера как это было раньше. Теперь торрент-программа собирает локальную копию файла из множества кусочков, которые скачиваются у других участников сети. При этом технология сети построена таким образом, что Вы можете не просто быть пассивным потребителем скаченной информации, но и активным распространителем - скаченная Вами информация начинает автоматически “раздаваться” другим участникам сети. Децентрализация подобной сети делает ее весьма устойчивой к внешним воздействиям. Нет единого центра, выключение которого разрушило бы сеть. Этого долго не понимали адвокаты по защите авторских прав, которые пытались блокировать торрент-серверы и тем самым остановить распростронение “пиратского” контента. Но после многих лет борьбы и до них наконец-то дошло, что произошедшие изменения необратимы, что нет какого-то одного или нескольких серверов, которые можно найти и разрушить. Есть децентрализованная сеть, бороться с которой привычными методами это как пытаться мечом разрубить воду или воздух.
Следующей интересной объективацией “облачных” технологий была уже финансовая сфера. В 2012 году Мавроди под проверенным брендом запустил финансовую систему “МММ-2012”. Если появление торрент-сетей нанесло удар по системе авторского права, то "МММ-2012" позиционировалось автором проекта как, ни много ни мало, “система, которая приведет к мировому финансовому апокалипсису”. Если сделать поправку на звездную болезнь автора, то в принципе он был прав. Потому что данным проектом он нацелился на святая святых любого государства - монополию на эмиссию денежных знаков. “МММ-2012” была уже не пирамидой - это сетевая структура. Практически полный аналог торрент-сети, только вместо файлов с фильмами и музыкой - денежные средства. Участники игры переводили средства друг другу как частные переводы (финансовые потоки выпадали из-под контроля финансового мониторинга). Не было никакого единого центра, в котором аккумулировались денежные средства - деньги непрерывно переводились между участниками. Мавроди выступал информационным координатором игры: он только выставлял котировки. Дальнейшая игра разворачивалась между участниками - кто-то вносил деньги в систему, кто-то снимал. За счет зашкаливающе высоких процентных ставок денег больше втекало в систему, чем вытекало.
Заявленные проценты были чисто маркетинговым инструментом для расширения сети участников игры. Как математик и финансист Мавроди был абсолютно прав в своих расчетах. Если бы ему удалось перешагнуть некий критический порог и вовлечь в эту сетевую игру подавляющее большинство населения земного шара (а планы были именно такими:), то игра вышла бы на самоподдерживающий уровень - все бы “деньги” крутились внутри этой игры. И тогда бы проценты уже не имели никакого смысла. Как, например, это происходило при раскрутке популярных торрент-сетей. В начале, чтобы мотивировать участников быть активными и раздавать контент, модераторами сетей рассчитывался процент между объемом скаченного и отданного траффика. Данный показатель мотивировал участников сети отдавать больше контента, чем они получали из сети. Но после того, как сети преодолели определенный уровень количества участников, расчет подобных показателей стал ненужным. Сеть перешла в состояние устойчивой самоподдерживающейся динамической системы. В случае “МММ-2012” достичь такого уровня у авторов проекта не получилось и сеть развалилась. Несмотря на неуспешность данного конкретного проекта, продемонстрированные возможности поистине вдохновляют. Последователи явно найдутся и будут пытаться запустить подобный проект с учетом ошибок их предшественников. Потому что технологическая возможность никуда не исчезла, а только стала еще более доступной.
Можно довольно уверенно прогнозировать появление и рост популярности новых “цифровых” валют, потому что есть спрос и есть технологические возможности. Теперь не так много нужно для запуска пространства игры, в которой бы участники начали совершать сделки и рассчитываться игровой валютой. А так как классические деньги в основном уже перешли в цифровую форму (пластиковые карточки), то психологических проблем с альтернативными “цифровыми" деньгами уже не будет. Возможно это и есть вариант выхода из текущего мирового кризиса, вызванного в том числе высокой долговой нагрузкой на существующую финансовую систему. Привычный и проверенный способ обнуления долгов в виде развязывания войны уже вряд ли кажется разумным в условиях наличия у основных игроков ядерного вооружения. Поэтому человечеству нужны новые ходы. И многообразие новых “цифровых” валют вполне может быть таким ходом. По крайней мере, технологически все для этого есть.
Продолжение следует...
Марков Алексей