DSCommon: Автоматизация бизнес-процессов
Допустим, у Вас возникла насущная потребность повышения эффективности бизнес механизма Вашей компании. Вы привлекли умных и в меру титулованных консультантов и вместе с ними долго всматривались в хитросплетения живого и непрерывного потока Вашего бизнеса, вылавливая неэффективные или ненужные процессы. В результате у Вас появился план как все должно быть устроено, чтобы бизнес работал как часы. Желательно на солнечных батареях, чтобы Вам даже не приходилось тратить усилий на еженедельный ручной завод механизма.
Полученная на руки план-карта обычно выглядит в виде блок-схемы, состоящей из множества прямоугольников и стрелок. Уровень детализации, как правило, варьируется от дотошности привлеченных экспертов и их умения запихнуть многомерный объем Вашей бизнес ситуации в плоскую картинку размера А4. Есть различные стандарты (BPMN, UML). Но, по большому счету, выбор стандарта - это дело вкуса.
Консультанты свою работу выполнили. Что дальше? Кто эти алхимики, которые возьмут на себя смелость оживить нарисованную картинку? Как правило, они называют себя "системными интеграторами". Они предлагают воплотить в жизнь нарисованную план-карту бизнес-процессов с помощью внедрения решений какого-нибудь известного вендора (Microsoft, 1С, SAP и т.п.), на базе которого попытаются автоматизировать необходимые бизнес-процессы. Плюсы данного подхода очевидны: Вы покупаете проверенное "коробочное" решение от известного модного бренда, что само по себе должно гарантировать определенный уровень качества. А дальше системные интеграторы "выпилят" из этой "коробки" то, что нужно именно Вам.
В чем же минусы? Если проводить аналогию с покупкой бытовой техники, то зачастую это выглядит так - Вы пришли покупать пылесос, а Вас активно убеждают в том, что Вам на самом деле нужна кофеварка и таки ее продают. Затем присылают специалиста, который будет к этой кофеварке добавлять функции пылесоса. В итоге Вы переплачиваете, покупая множество различной функциональности, которая Вам сейчас не нужна, но неотделима, потому что все в одной "коробке". А затем Вы еще и оплачиваете работу специалиста, который будет к этой “коробке” добавлять ту функциональность, что Вам реально нужна.
В итоге процесс внедрения неприлично растягивается во времени, выходя за границы всех мыслимых бюджетных рамок. Скорее всего именно поэтому, по оценкам специалистов, 80-90% попыток автоматизации в России заканчиваются ничем.
Давайте попробуем взглянуть на вопрос внедрения нарисованной план-карты бизнес-процессов с другой стороны. Не покупаясь на маркетинговые посылы продавцов чудесных "коробочных" решений, а просто поразмыслив: какие необходимы ингредиенты, чтобы приготовить нужный нам суп?
Первое. Нам нужно место, где будет хранится информация о происходящих бизнес-процессах. Если это Ваша первая попытка автоматизации бизнес-процессов, то на данный момент скорее всего таким местом является файловая система на внутрикорпоративном сервере, где хранятся различные счета, договора, накладные и т.п. Это уже лучше, чем шкафы с бумажными папками. Но все же хотелось бы чего-то более современного. Для автоматизации бизнес-процессов нам нужна база данных (БД). В ней мы сможем хранить необходимую информацию в соответствии с той план-картой, которую нарисовали нам консультанты. Именно структура БД отразит информационные потоки внутри компании, и работа с БД позволит видеть полную картину, происходящего в онлайн режиме.
Второе. Нам необходим кто-то, кто будет 24 часа в сутки, 7 дней в неделю поддерживать актуальность информации в БД: вносить в БД новые данные и по запросу извлекать из БД необходимые данные. Можно, конечно, взять на посменную работу несколько секретарей (что зачастую и делается), а можно поставить сервер - компьютер с выходом в сеть, который будет обслуживать все информационные потоки компании.
Третье. Нам нужно обеспечить сотрудникам компании возможность вносить данные в БД или получать данные из БД по запросу. Если бы нашим решением по второму пункту были секретари, то способ связи был бы очевиден своей привычностью - все бы звонили секретарям, чтобы отчитаться или что-то узнать. Но раз мы решили заменить секретарей сервером, то необходимо обеспечить сотрудников электронными устройствами для связи с сервером. Этот пункт за нас уже решили - маркетинговыми усилиями ведущих производителей смартфонов всеобщая “мобилизация” успешна завершена. Интернет провайдеры и сотовые операторы обеспечили нас дешевыми и доступными каналами связи.
Осталось соединить эти три части в единое целое, и тогда карта бизнес-процессов, нарисованная на бумаге, начнет оживать, управляя и видоизменяя процессы внутри компании.
Мы приходим к вопросу сборки описанных выше частей в единое целое. Вот здесь начинаются небольшие проблемы. Собственно в случае покупки решения в "коробке" Вы одновременно покупаете определенный вариант функциональной сборки. В чем же тогда смысл, если опять вернулись к "коробочному" варианту? Смысл в том, что произошедшие за последние пять лет серьезные изменения в информационных технологиях изменили сами требования к необходимой "коробке":
- "Коробка" теперь должна быть прозрачной. Мы должны видеть как различные части связаны друг с другом
- Части, из которых собрана "коробка", должны быть, по возможности, заменяемыми без фатального ущерба для функциональности
Таким образом, мы сдвигаемся от монолитной и законченной "вещи в себе" к сборному конструктору ИКЕА-стайл.
Вариант такой "коробки", которая уже вовсе и не "коробка", а определенный процесс, мы разработали для себя и назвали его DSCommon. Это open-source библиотека, все исходники которой выложены в открытом доступе на GitHub. Если совсем коротко, то это инструмент, который позволяет описывать бизнес-процессы на понятном человеку языке. А дальше на основе этого описания происходит автоматическое разворачивание проекта:
- Создается необходимая БД
- Создается серверная логика
- Создаются интерфейсы для работы с данными